Важная информация

АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ

За прошедший год в России произошло 199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, по сравнению с предыдущим годом. В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения различной тяжести.

11845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения.


Необходимость создания ООО «Служба аварийных комиссаров» в городе Перми

Российское аварийное комиссарство как бизнес зародилось в 1998 году в Санкт-Петербурге. Выросло оно из необходимости физически защищать угодивших в ДТП водителей друг от друга, поскольку разборки на месте аварии имели тогда тенденцию принимать то и дело криминальный характер.

Первые отечественные «аваркомы», как они сами себя называют, больше походили на дюжих охранников, готовых выехать на защиту попавшего в транспортную переделку клиента. Да и учреждались службы аварийных комиссаров поначалу, как правило, при частных охранных предприятиях. С введением закона об ОСАГО, пусть и «сырого», все поменялось. Анекдоты про «Запорожец», столкнувшийся с «Мерседесом», утратили свой трагикомизм и постепенно стали выходить из обращения. Зато службы аварийных комиссаров эволюционировали до роли ассистентов, помогающих водителям после аварии справиться со стрессом и правильно оформить документы, эвакуировать поврежденный автомобиль, а страховым компаниям — бороться со страховыми мошенничествами. Охранные функции сошли на нет, остались лишь психология и делопроизводство. Сегодня в этот бизнес идут бывшие работники правоохранительных органов, юристы, эксперты, страховые агенты, эвакуаторщики и даже «малярщики-жестянщики». И все говорит о том, что службы аваркомов в ближайшей перспективе будут очень востребованы. Не случайно их полку за последние полтора года заметно прибыло.

Накал страстей на проезжей части за полтора года действия ОСАГО, действительно, удалось сбить. «Бандиты тоже попадают в аварии, — из интервью Андрея Есина, коммерческого директора московской службы аварийных комиссаров «Аком-Авто». — И ничего: сидят, дожидаются наших комиссаров и ГАИ». Хотя до полного благолепия на дорогах еще далеко. Европейские водители, невзначай помявшие друг другу «железо», обмениваются данными о своих страховых компаниях, заполняют специальный бланк, именуемый «европротоколом», и спокойно разъезжаются чиниться. Наши же даже при пустячных повреждениях стоят, перегородив проезжую часть, пока ГАИ не приедет засвидетельствовать все прискорбные обстоятельства произошедшего. И вроде бы есть у нас в Правилах дорожного движения пункт 2.6, по которому после «бескровных» ДТП водители могут, составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы, но даже сами высокопоставленные чины ГАИ так поступать не рекомендуют — во избежание дальнейших недоразумений.

В таких условиях договориться и начать жить «по-европейски», по европротоколам, с завтрашнего дня не получится. «Кончится тем, что страховщики станут подозревать каждого автовладельца в страховом мошенничестве — из-за несовершенства действующего законодательства и отсутствия базы страховых случаев», — уверен Есин. Европейская система автострахования «настраивалась» на протяжении долгих лет. Ведется единая база страховых случаев, к которой имеют доступ все страховые компании. Даже поменяв страховщика, автовладелец не начинает «биографию» с нуля — его предыдущая страховая история доступна и определяет повышающие или понижающие коэффициенты, которые используются при расчете страховой премии. Часто бывает так, что владелец из-за мелкого повреждения даже не станет беспокоить страховую компанию. Лучше починить за свой счет небольшую вмятину, с тем, чтобы на следующий год получить страховой полис на 600-800 долларов дешевле в качестве бонуса за безаварийную езду. И ловчить со страховым возмещением себе дороже — так на всю жизнь можно заработать пятно недобросовестного страхователя.

При внимательном рассмотрении выясняется, что востребованность аварийных комиссаров в России сейчас объясняется по большей части тем, что наша культура страхования еще толком не сформировалась: механизмы не отработаны, а взаимодействие не прописано. И при этом существует тотальное недоверие друг к другу всех сторон, имеющих отношение к страховому случаю. Страховые компании остерегаются надувательства со стороны автовладельцев.

Автовладельцы уверены, что страховые компании только и ждут повода, чтобы не выплачивать возмещение. И все дружно склонны подозревать инспекторов ГАИ в небескорыстной пристрастности к оппоненту по ДТП. Вот тут-то на месте ДТП и появляется фигура аваркома, который сглаживает углы и пытается на месте проследить, чтобы не страдали интересы сторон, — под недоверчивым взглядом инспектора.

Профессия аварийного комиссара существует и на Западе. По-английски это называется «average surveyor». Только употребляется этот термин чаще всего по отношению к человеку, который расследует страховые случаи в области грузоперевозок, связанные с утерей и порчей грузов. «Тот этап, на котором сейчас находимся мы, Запад уже благополучно миновал, — поясняет Виктор Петров, председатель комитета по региональному развитию Всероссийского союза аварийных комиссаров (ВСА). — Там службы, аналогичные нашим, преимущественно переключились на страховой сыск или на оказание юридических услуг попавшим в ДТП водителям». Всероссийский союз аварийных комиссаров числит в своих рядах тридцать служб из различных регионов. Законодателем мод по-прежнему остается Санкт-Петербург, «колыбель отечественного аварийного комиссарства», где работает семь крупных компаний. Москва с тремя-четырьмя службами аваркомов отстает в развитии даже от некоторых регионов. В Петербурге многие страховые компании включают бесплатный выезд аварийного комиссара в стандартный пакет услуг, предоставляемых по полису ОСАГО, потому что для питерских автовладельцев это стало одним из весомых аргументов в пользу выбора того или иного страховщика. Для остальной России это все еще рассматривается как услуга для VIP-клиентов, а в качестве таковых страховые компании обычно рассматривают тех, кто страхует дорогие машины по КАСКО (от ущерба и угона). Держать в штате собственных аварийных комиссаров страховым компаниям не выгодно, поэтому эту беспокойную круглосуточную работу они в большинстве своем предпочитают перепоручить специализированным службам.

Перейти на страницу: 1 2 3