Важная информация

АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ

За прошедший год в России произошло 199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, по сравнению с предыдущим годом. В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения различной тяжести.

11845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения.


Профессиональная надежность водителя

Модель деятельности водителя.

Информация к водителю поступает со скоростью 109 – 1011 бит/сек. Водитель способен воспринять и переработать только 16 бит/сек.

Функции управления автомобилем: Школы психологии

1. Восприятие ситуации.

2. Оценка ситуации.

3. Принятие решения.

4. Выполнение действия.

Прием информации.

Вся информация о дороге, расположенных на ней объектах и об автомобиле поступает к водителю через органы чувств, возбуждая у него ощущение – отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.

Различают ощущения зрительные, слуховые, кожно-мышечные, вибрационные, вестибулярные, обонятельные и тепловые.

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря им водителю поступает 80 % информации. 10 % информации поступает от вестибулярного аппарата и нервных окончаний кожи, 6 % приходится на слуховой канал, а оставшиеся 4 % на долю суставной чувствительности.

Большой объем информации или быстрые ее изменения часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринимать и перерабатывать, а следовательно, и выработать верное решение. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной в следствие недостатка времени для переработки информации.

Статистика ошибок, допускаемых водителем

Классификация по функциям:

- водитель не воспринимает ситуацию на дороге – 49%;

- неправильная оценка ситуации водителем и неправильное принятие решений – 41%;

- прочие ошибки – 10%.

Классификация по факторам:

2. Прямые ошибки:

- отвлечение внимания – 36%;

- недооценка опасности – 30%;

- боязливость в манерах поведения и опасные привычки – 25%;

- ошибочный прогноз поведения других участников движения – 18%;

- неправильная оценка обстановки – 12%;

- недооценка собственного ошибочного поведения – 11%;

- осознанное противоправное собственное поведение – 8%.

2. Косвенные ошибки:

- ошибки при прогнозе дорожной обстановки – 36%;

- спешка – 35%;

- настроение – 17%;

- недостаточное владение навыками управления транспортным средством – 16%;

- временное ухудшение функционального состояния в связи с психологическими условиями – 16%;

- бездействие – 5%;

- неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства – 4%.

Факторы, влияющие на водителя:

- попадающие в кабину отработанные газы;

- холод зимой, жара и духота летом;

- шум и вибрации;

- неудовлетворительное состояние дороги;

- дождь, туман, снегопад и т.п.

Надежность водителя зависит от профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.