Важная информация

АВАРИЙНОСТЬ НА ДОРОГАХ РОССИИ

За прошедший год в России произошло 199 431 ДТП, что на 2,1% меньше, по сравнению с предыдущим годом. В них погибло 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) человек получили ранения различной тяжести.

11845 (-3,9%) ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В результате этих ДТП 1 954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) человек получили ранения.


Работа Д. К. Чернова над созданием совершенных скрипок и других смычковых инструментов

В начале 1911 г. на страницах “Русской музыкальной газеты” появилось сообщение правления Общества друзей музыки о “публичном испытании качеств струнных музыкальных инструментов, построенных профессором Д.К. Черновым в сравнении с инструментами старых мастеров” [10]. Музыкальное собрание состоялось в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории 16 января 1911 г. В конкурсе проходили испытание знаменитые творения старых итальянских мастеров: скрипки работы Гвадалини, А. Страдивари и С. Серафино, альты Гаспаро да Сало, Мантегаци и виолончель работы Гварнери, а также музыкальные инструменты Д.К. Чернова. При общем количестве баллов, которые получили инструменты старых мастеров, в интервале от 40 до 58, инструментам Д.К. Чернова были выставлены следующие оценки: скрипке № 12 - 53 балла, альту - 50, виолончели - 48 баллов. Результаты конкурса оценивало авторитетное жюри, в состав которого входили крупные деятели искусства, профессора Санкт-Петербургской консерватории - Л.С. Ауэр, Г.И. Варлих, В.С. Васильев и др. Во время концерта на сцене вместе с исполнителями за занавесом находились представители жюри и правления Общества. По окончании конкурса “членами жюри и публикой была устроена Д.К. Чернову овация” [10].

Выдающийся характер этому событию в культурной жизни России придавало еще и то обстоятельство, что мастером, сотворившим эти столь высоко оцененные музыкальной общественностью Санкт-Петербурга инструменты, был человек, по своему образованию и профессиональной ориентации далекий от мира искусства, - профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии Д.К. Чернов, ученый, широко известный в России и за рубежом своими фундаментальными открытиями в области науки о металлах.

Интерес к созданию струнных инструментов у Д.К. Чернова возник в начале 1860-х гг. Сначала это было изучение литературы, затем - исследование скрипок Амати, Штайнера, Страдивари, Бергонци, Гварнери, а также “более или менее удачных копий Вильома с подобных оригиналов”. Были сделаны первые приближенные выводы относительно влияния “заметных элементов конструкции на звуковые качества инструментов” [6].

Свои наработки Д.К. Чернов начал опробовать, исправляя грубый недостаток “обыкновенных фабричных инструментов, заведомо дурных качеств”, вскрывая эти скрипки и после изменения размеров тех или иных частей, склеивая их. К изготовлению новых скрипок он приступил в 1901 г., присваивая каждой свой порядковый номер. Лишь к 1904 г. Д.К. Чернов изготовил скрипку, удовлетворившую автора “на три четверти”. Это была скрипка № 4, нелакированная. 9 февраля 1904 г. она была подарена гастролировавшему в Петербурге 10-летнему венгерскому виртуозу Францу Вечею, которому “она очень понравилась”.

Отмеченная на конкурсе 1911 г. скрипка № 12 была изготовлена в ноябре 1905 г. по патрону знаменитой скрипки Страдивари (1715 г.), носящей имя виртуоза Алара.

Из воспоминаний А.Д. Адеркас-Черновой:

Пытаясь выявить “секрет” итальянских скрипок, отец сконструировал инструмент, который определял толщину деки при помощи целого набора камертонов. Этот прибор позволял установить, где и какая толщина деки дает ту или иную силу звука, а также тембр. Ученому удалось доказать, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки или обыгрывания скрипок, как считалось раньше. Отец изготовил 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Это был его отдых после напряженной научной работы. Над инструментами он работал часто в присутствии жены, которая обычно читала ему вслух газеты “Новое время” и “Сын отечества” [14, с. 192].

По мнению одного из биографов Д.К. Чернова Л. И. Гумилевского и авторов брошюры, изданной в качестве проспекта к конкурсному испытанию 1911 г., деятельность Д.К. Чернова по созданию музыкальных инструментов развивалась в довольно узком временном интервале, а именно: 1901–1906 гг. [3;6]. Однако результаты исследования профессора металлургии Г.Н. Дубинина, доктора технических наук и одновременно скрипача по второму образованию, расширяют эти рамки. Задавшись целью проследить судьбу музыкальных инструментов Д.К. Чернова, в 1958 г. Г.Н. Дубинин обнаружил скрипку № 14, датированную 1907 г., которая в настоящее время (вместе с альтом № 2) хранится в Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии [5; с. 106–108].

Неясность в этом вопросе добавляют также материалы, выявленные в документальном фонде Политехнического музея. На страницах одной из записных книжек Д.К. Чернова обнаружены записи, сделанные в феврале 1916 г. Они свидетельствуют об опытах, которые проводил Д.К. Чернов в этот период по влиянию характера различных материалов и степени натяжения струн на качество звучания.

Еще одним дошедшим до нас свидетельством деятельности Д.К. Чернова по изготовлению струнных инструментов является скрипка, хранящаяся в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. На инструменте - автограф ученого и надпись, свидетельствующие о том, что профессор Д. Чернов изготовил данную скрипку в 1905 г. в С.-Петербурге и присвоил ей № 9. Скрипка экспонировалась на двух выставках, проходивших в Политехническом музее: в декабре 1989 г. - январе 1990 г. “150 лет великому русскому металлургу Д.К. Чернову” и в ноябре 1991 г. - марте 1992 г. “Из истории инженерной мысли России (серед. XIX - нач. XX вв.)”.

Перейти на страницу: 1 2